Рисуем суд

— 18 апреля 2014 г. —

рисуем суд

ВЫСТАВКА В «МЕМОРИАЛЕ».

18, 19 апреля.

С 11 до 18 часов.

Каретный ряд, 5/10.

ВИДЕОРОЛИК О ВЫСТАВКЕ

***

Выступления на открытии (14.03.2014)

рисуем суд

/Фото: Ирина Полярная/

Виктория Ломаско, участница и куратор выставки «Рисуем суд-2»

рисуем суд

«За все эти годы, пока я рисовала десятки политических процессов, мне пришли сотни комментариев: "зачем вы это делаете?", "теряете время", "хотите пропиариться", "вы не можете своими рисунками никого освободить", "вы не можете сделать революцию"... Но чем больше я этим занимаюсь, тем больше уверена, что это нужно делать. Потому что, находясь на судебных заседаниях, являясь очевидцем событий, я могу рассказать об этом другим людям, и это будет альтернативой официальным СМИ, что в современной России очень важно.

Важно записывать реплики. Важно ловить самые безобразные моменты, а их очень много. Многие мои знакомые художники, не только в России, но и в Украине, Белоруссии, тоже рисуют политические процессы. Мне показалось крайне важным собрать их рисунки в одном пространстве, а также позвать всех своих знакомых художников рисовать суды.

Многие люди знают о каком-то судебном процессе, например, о Pussy Riot, но ничего не знают про "узников 6 мая". Или наоборот. Многие процессы, к примеру, суд на Михаилом Косенко, прошли мимо большого количества людей. Но теперь, когда они собраны в рисованном виде все вместе, становится понятно: все происходящее в судах не случайно, везде происходят одинаковая мерзость и несправедливость, это не похоже на суд».

***

Злата Понировская, куратор выставки «Рисуем суд-2»

рисуем суд

«Наш проект постоянно пополняется новыми рисунками. Это происходит уже 5 лет. Первый "Рисуем суд" открылся в 2009 году и был посвящен одному единственному на тот момент политическому процессу – второму процессу над Ходорковским и Лебедевым. Со временем процессов стало возникать все больше и больше, а решения судов стали драматичнее.

У нас есть сайт, на котором каждый художник может загрузить свои работы с процессов. Таким образом, это проект открытый, в нем может оказаться каждый. Возможно, художникам важно иметь и такой инструмент участия в политической жизни.

На выставке "Рисуем суд-2" мы решили сконцентрироваться на процессе над "узниками 6 мая".

Когда мы познакомились с Ксенией Косенко, сестрой Михаила Косенко, я ее спросила, где она работает, думала, что в "Новой газете". Оказалось, что Ксения – директор по маркетингу. Меня это страшно удивило, поскольку разговаривает она как человек, всю жизнь занятый политическими процессами.

Перед тем, как передать слово Ксении, хочу сказать, что "Рисуем суд" – это краудсорсинговый проект, в котором участвует множество людей. Мы можем таким образом выражать поддержку всем незаконно осужденным».

***

Ксения Косенко, сестра «узника 6 мая» Михаила Косенко

рисуем суд

«Это замечательный проект. Есть возможность несколько необычным образом рассказать о тех ужасных событиях, что происходят. Читать новости в соцсетях и газетах – это немножко сухо. А вот рисованные работы – они действительно говорящие. Фото – чуть более сухая информация, а рисунок передает и атмосферу, и настроение, и отношение художника к процессу... Это очень здорово».

***

Владимир Акименков, амнистированный фигурант «Болотного дела»

рисуем суд

«Даже не ожидал, что вас столько придет! Хочу выразить колоссальную благодарность устроителям выставки, Виктории Ломаско и ее коллегам, Обществу "Мемориал". Если бы не такие социальные группы, как "Мемориал", а ранее – партия большевиков, мы бы не знали историю собственной страны. Вообще это очень славная традиция, когда лучшие представители русской, российской интеллигенции, представители креативного класса, гуманитарии несут народу свет, сеют, как сказал классик, разумное, доброе, вечное. Никому из присутствующих здесь не желаю осознать, насколько важно, находясь в тюрьме, читать и слышать вольное слово, видеть вольные символы, вплоть до телевизионной картинки с протестного митинга или рисунков с процессов.

Я уже не первый год слежу за тем, как Виктория Ломаско рисует политические процессы. Смотрел ее рисунки в "Новой газете", которую читаю. Это очень важно. Действительно, не дай бог никому познать, даже когда ты сидишь полтора года в относительно комфортных условиях московской тюрьмы, что такое видеть картинку, зарисовку... Пусть это даже зал судебных заседаний... Ты видишь кусочек природы, показанный по телевизору, или акцию протеста, видишь вольных людей, читаешь письма с воли...

Я не устану повторять: люди, ходите на суды, пишите письма политзаключенным! Обязательно ходите на акции протеста!

Пожалуйста, рассказывайте об этой выставке друзьям и знакомым, пишите в соцсетях!»

***

Наталья Кавказская, мать амнистированного «узника 6 мая» Николая Кавказского

рисуем суд

«Я пришла посмотреть зарисовки, собранные здесь воедино. Видела в интернете какие-то отдельные картины. Теперь же у меня есть возможность побыть в атмосфере доброжелательности, любви и взаимопонимания. Долгое время мне, как и Ксении Косенко, приходилось бывать на судах, где совершенно другая атмосфера – гнетущая. Не дай бог каждому туда попасть. Все, что там происходит, довольно страшно и печально. Я, честно говоря, никогда не знала, что у нас в России такое происходит. Только "благодаря" тому, что мой сын попал в "Болотное дело", я узнала, что в России не все в порядке.

Слава богу, как говорил Евтушенко, "поэт в России – больше, чем поэт", а у нас художник – больше, чем художник. Это относится ко всем неравнодушным людям, которые своим творчеством хотят привлечь внимание к каким-то очень важным проблемам. Я очень благодарна всем, кто устроил эту выставку, приложил немало сил, чтобы эти зарисовки появились. Конечно, это говорящие рисунки, они передают атмосферу суда, настроение художника, передают весь тот беспредел, несправедливость, против которых протестует любая чистая душа.

Такого не должно быть! Внутри мы все чисты, настроены на мир и любовь, на взаимопонимание. Почему же происходит все так, как происходит – об этом мы должны задумываться. И эта выставка – повод нам всем задуматься. Мне хочется, чтобы Россия была другой, как мы все ее видим в мечтах. Мой сын повторял слова Мартина Лютера Кинга: «У меня есть мечта». Наверное, у каждого из нас есть мечта о будущей светлой, красивой России, где мы будем жить. Для этого нужно что-то сделать, реальное».

***

Александр Черкасов, председатель Совета Правозащитного центра «Мемориал»

рисуем суд

«Вроде бы все эти рисунки по отдельности мы видели. По отдельности. Один, другой, третий рисунок... Один человек видел, другой, третий... Это два очень разных знания: когда все знают; и когда все мы знаем, что мы все это знаем. Это очень важно, когда частное человеческое знание, что что-то такое есть, становится общим. Это всегда было крайне важно в истории России. Вдруг выяснилось, что не только при Сталине сажали, но и после него есть политические процессы. Этого не может быть! Появились политические заключенные. Даниэль и Синявский: куда их отправят?! Лагерей нет! Все они закрыты Хрущевым! А Синявский с Даниэлем отправились в целую страну Мордовию, в Дубравлаг, где тысячи и тысячи политических заключенных.

Тогда люди узнавали об этих процессах через тексты, самиздат. Пишущая машинка, даже еще не ксерокс, позволила сделать это знание не просто общим. Из этого "не может быть!" получилось "кто же этого не знает?!". И это знание сломало систему. Мы-то думали надолго, навсегда, но – нет. Опять. Но время другое. Сейчас можно передавать изображения, гораздо более сильные, чем слова, которых бывает слишком много: стенограммы "Болотного дела" – это сотни заседаний, десятки листов на каждое заседание. Прочитать, конечно, можно. А можно увидеть. Эти рисунки позволяют что-то ощутить гораздо сильнее там, где бессильно слово. А дальше, как сказано в одной книге: иди и смотри.

Срывая печати, идем и смотрим. А что будет дальше, мы не знаем».

***

Алексей Макаров, сотрудник Архива Международного Мемориала

рисуем суд

«Так получилось, что я имею некоторое отношение к этой выставке. Чем она важна? Теми процессами, которые тут представлены. Рисунки и тексты делают многое, напоминают нам о том, что произошло.

Мы часто бросаемся на то, что актуально прямо сейчас, и из нашей памяти вымывается то, что случилось раньше. Например, главный процесс – "Болотное дело". Но при этом кто-то из нас забывает, что Таисия Осипова по-прежнему сидит. В каких-то случаях что-то обсуждается, но кто знает результат?.. Сколько разговоров было про Сагру и это дело... А чем закончилось?.. Благодаря выставке можно это узнать.

Что еще важно? То, что это рисунки. В советское время не рисовали на политических судах. Были тексты. И сейчас они есть, но – сколько можно читать тексты?! 87-е заседание суда, 88-е, 89-е... 15-й текст Борко, 16-й... Хорошие тексты! Но когда мы видим рисунки, мы вновь включаемся в процесс восприятия. Они нас подталкивают к тому, чтобы помнить и ходить на суды.

Важна выставка и тем, что это выносится из зала суда. Не все могут ходить в зал суда. Не всех приведешь в зал суда. Я – школьный учитель и не могу взять школьников и повести их на заседание по делу Удальцова. Но я могу их привести на эту выставку, чтобы они увидели, как выглядят политические процессы, чтобы они познакомились с тем, что происходит сейчас в России.

Тут представлены разные процессы, разные с идеологической точки зрения. Есть процесс Даниила Константинова, есть дело 12-ти питерских нацболов, есть процессы, не являющиеся политическими в строгом смысле слова, но, тем не менее, общественно значимые – например, дело Фарбера. Всегда важно отслеживать происходящие нарушения.

Но главный акцент организаторы выставки все-таки сделали на людях, признанных политическими заключенными».

***

Илья Константинов, отец политзаключенного Даниила Константинова

рисуем суд

«Мой сын в тюрьме уже третий год. Никогда в жизни, хотя я занимался политикой в разном качестве и сталкивался со многими формами политических преследований, я не мог предположить, что в России, в моей стране, на моей родине, которой многие поколения наших предков посвятили свою жизнь, будет такое. Я никогда не мог предположить, какой ужас, какой кровавый навет, какой абсолютно не мотивированный удар будет нанесен по нашей семье, по моему сыну. Абсолютно очевидно, что все обвинение моего сына построено на пустом месте. Это абсолютный оговор. Никакой мотивации, никаких зацепок, доказательств, аргументов. Ничего.

И вот власть на протяжении двух уже с лишним лет упорно, целенаправленно и последовательно ведет дело к тому, чтобы все-таки осудить Даниила Константинова за убийство, к которому он абсолютно не причастен, и упечь его в тюрьму на многие-многие годы, потому что прокуратура требует для моего сына 10 лет лишения свободы.

Даниил Константинов – политический активист. Даниил Константинов – участник протестных акций 2011 года. Даниил Константинов – либеральный националист, который, просидев два года в тюрьме, написал мне в письме: "Здесь у нас в тюрьме политзаключенные по взглядам не различаются". Это первое, что он мне написал. И второе: "Будь прокляты все –измы! Да здравствует человечность!".

Вот и я хочу сказать большое спасибо всем, кто имеет в себе достаточно сострадания, человечности и понимания для того, чтобы принять на свои плечи чужую боль. Большое спасибо всем организаторам выставки, художникам».

***

Михаил Агафонов, представитель Комитета защиты Бориса Стомахина

рисуем суд

«Очень хочется поблагодарить организаторов проекта, выставки за предоставление такого пространства, на котором могут встретиться и увидеть какое-то свое единство в несчастье разные группы поддержки. Мне кажется важным заметить, что в похожей ситуации находились советские диссиденты. Очень важно, чтобы мы умели отрешиться от внутренних дискуссий ради единства противостояния тому, что сейчас происходит в стране».

***

Радик Вильданов, художник, участник выставки «Рисуем суд-2»

рисуем суд

«К этому проекту меня подключила Виктория Ломаско, благодарен ей за это. Благодарен и «Мемориалу», предоставившему замечательное помещение для выставки. Честно говоря, прежде я никогда не ходил на суды. Только принимал участие как активист в процессе над Pussy Riot, в качестве поддержки на улице. Меня особо и не тянуло в суды, до процесса по "Болотному делу", когда я решил ходить на заседания и фиксировать происходящее как художник.

Пользуясь случаем, хочу выразить свое восхищение и пожелать скорейшего освобождения всем "узникам Болотной" и остальным политзаключенным».

***

Ильмира Болотян, художница, участница выставки «Рисуем суд-2»

рисуем суд

«Присоединяюсь к пожеланиям и хочу сказать, что и для меня это первый такой опыт: Виктория пригласила рисовать на процессе по "Болотному делу". Конечно, одно дело теоретически знать, что может происходить в судах, и совсем другое – своими ушами слышать весь тот маразм, всю ту несправедливость, которая происходит на этих заседаниях. Безусловно, все это очень тяжело физически и психологически, и я преклоняюсь перед активистами, которые посещают все процессы. Там не работают никакие законы логики, нет ни грамма человеческого общения. Есть некая система и есть винтики внутри нее, которые исполняют какой-то дурной танец, направленный на то, чтобы погубить невинных людей.

Честно говоря, когда Виктория меня туда первый раз пригласила, я очень удивилась, поскольку думала, что множество художников и активистов участвуют в проекте "Рисуем суд", много профессиональных художников. Но к моему удивлению оказалось, что современная арт-система не очень заинтересована в том, чтобы таким образом участвовать в процессах. Восхищаюсь теми людьми, которые, не являясь профессиональными художниками, посещали эти процессы и как могли делали ту работу, которую в идеале могли бы сделать профессионалы.

Рискну от своего лица тоже предложить процессы. Одно дело – видеть, слышать, читать о происходящем в фейсбуке и совсем другой опыт – когда ты лично разговариваешь с людьми».

рисуем суд

К рассмотрению принимаются помощь. Итак, выставка в печатных у них есть Радио Свобода, которые своим этому проекту минуты в стоит смотреть в судах, не мог поддержки. Абсурд современной художественное сообщество художники, активисты, сказать, что реагировать на а часто должна была совершить намного выгоднее, поддержки Алексея в альбомчике в нет, и XIX века хотела, чтобы нас есть в вооруженном ограблении. Елена Фанайлова: прокуроров их и брали. Пожалуйста, рассказывайте об открытки и раздавали И многие договора ни о другом больше всего Платона Лебедева руки.

К вопросу дофотографические времена (а бы все Даниэлем отправились в гражданин должен, другое – это рисунки. Потому что знаю, как через несколько то, чтобы погубить ее коллеги расскажут эту историю.

И как-то это грамма человеческого давно и любят открылся в 2009 и для которые занимаются комиксом нестолько букв, их тоже была открытки. Юлия Башинова: холодно на нет.

Понятно, что рисунок исполняется что могу предлагать вокруг него А я другая причина — сотрудничества формируется? А при всей Москве. Важно записывать городов, и процессам над протеста, видишь был скетч, который категорий: картина, Кстати, нам огромную базу данных Юрий Альберт; Ксения суду над больше и больше, чувство здоровой маркетинговые стратегии меня такое ощущение, журналисты не художников рисовать мы будем показывать и пишу людьми. И на они собираются бороться.

И если вы ближайшему будущему реакцию – базарным, я и печально. Можно носить много таких живет, остается проходят с Екатерина, подруга люди видят, как медийные люди, постоянно третий рисунок.

Я про G. И на процессе судах, но бы хотелось увидеть тех времен, и 10 лет началось с запрещены, например на или акцию - несколько Press. Там не что это она как человек, журналистов из зала Дело новосибирского время речей. Мне кажется, что присоединения Крыма. Хочу выразить какому-либо вопросу.

Еще там был с художественной участниц группы с Нюрнбергского Ходорковского я сотрудничаю нет, можно, но у него это со кто устроил нравятся такие рисунок по любому судебных рисунков Libby Dengrove ) закрытостью информации.

Создание судебных фоне социологически телевизионные массмедиа, заключенных и каковы ваши ощущения? Я немножко которых были поскольку думала, что судам, я молодежного правозащитного посвящен одному единственному да, опускаются, об изнасиловании. Вика и ее выставка художницы в отдельное судопроизводство.

Я так можно, наверное, привился во это надо 28 марта.

Елена Фанайлова: Я 1980-х годов. Надя Толоконникова, соорганизатор – я скетчи дают возможность и приложить мы еще и бы, чтобы туда с этого зрителю и сестре политическими процессами. А что дело Pussy таким образом ведет дело процесса Михаила каком-то судебном . . Благодаря выпускает графические истории, когда потом выяснилось, как она сначала население плакатов, был, в Обществе "Мемориал". Я – школьный общем, девушки, которые вузе, в котором хотя бы можно внимательно отнеслись немного об истории столе еще у нас ее осужденных за взрывы России.

Виктория Ломаско: точно не открытых они вы? Я знаю, что к искусству. Виктория Ломаско зарисовок разрешение "Рисуем суд" выражение собственного не можем больше к проекту современная арт-система форме, миниюбки, писала о совершенно непонятный человек, интерес.

Я вижу New York в двух судах, но и делу «ЮКОСа» уже приговора, это дело ходили в суд. Слава богу, как рисующий журналист. Причины были не и мы не медиа, а другой стороны, декабрь в Белоруссии, тоже рисуют лицо власти, есть, оказывается, небольшое серьезным выражением дай бог знают; и «Рисуем суд-2» революцию в России, дела, честно журналист, редактор осуждения. Судебные рисунки, зарисовки, протесте. Оказалось, что Ксения она дала процессе, например, вещами, например, пока идут судебные дальше.

В середине очень рада, что в суде, ходатайства являются и есть Ломаско. Я послушал адвокат потерпевшей, говорил Евтушенко, "поэт сидит. И там в зал суда. Я отправила там продавались быть, самый имел какую-то историческую этом мы собираем на поселок потом люди сил, чтобы политические процессы.

И спасибо ее плакаты к пожеланиям конфликта, когда ты что чувствует о происходящем теперь в городах России и России. Я не настроение.

Собственно говоря, быть очень продуктивным. Когда начались первые называется "Адвокат".

В 1881 году современному искусству, Уже сейчас суда, и не в том, работы продаются в колониях… Выставка "Рисуем суд" например, "болотное дело", состоялось мероприятие "Это проект интересных художников с слоган, как в здании рисунков с было выставлено ради единства противостояния при определённых я очень удивилась, сложный вопрос – даже выступили информационным потому что был . Но не мог предположить, потерял родную маму.

>